Главная » 2015 » Август » 19 » Первый полёт многоразового транспортного космического корабля «Колумбия»
13:50
Первый полёт многоразового транспортного космического корабля «Колумбия»
«Колумбия» — первый экземпляр корабля системы «Спейс Шаттл», летавший в космос. Ранее построенный прототип Энтерпрайз летал, но только в пределах атмосферы для отработки посадки. Строительство «Колумбии» было начато в 1975 году и 25 марта 1979 года «Колумбия» была передана в эксплуатацию НАСА. Шаттл был назван в честь парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). Название также было призвано увековечить наименование командного модуля космического корабля «Аполлон-11», который, в свою очередь, был назван в честь статуи, венчающей здание Конгресса США.

Первый пилотируемый полёт многоразового транспортного космического корабля Колумбия STS-1 состоялся 12 апреля 1981 года. Командиром экипажа был ветеран американской космонавтики Джон Янг, пилотом — Роберт Криппен. Полёт был (и остается) уникальным: самый первый, фактически, испытательный запуск космического корабля, проводился с экипажем на борту.

Шаттл «Колумбия» 28 раз летал в космос, провел в космосе 300,74 суток, совершил 4808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201 454 702 км. Последний полёт «Колумбии» проходил с 16 января по 1 февраля 2003 года.
Вывод на орбиту базового модуля орбитальной станции Мир

«Мир» («Салют-8») — советская (позднее российская) орбитальная станция третьего поколения, представлявшая собой сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс. Станция была выведена на орбиту в феврале 1986 года, в 2001 году затоплена в Тихом океане.

Над «Миром» работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств. Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет один за другим были пристыкованы ещё шесть модулей.

С 1995 года станцию стали посещать иностранные экипажи. На станции побывало 15 экспедиций, из них 14 — международных, с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады. Всего на станции работало 104 космонавта из 12 стран.

В рамках программы «Мир — Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.

В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи.

Рекорды станции:
Валерий Поляков — непрерывное пребывание в космосе в течение 438 суток (1995 год).
Шеннон Лусид — рекорд длительности космического полёта среди женщин — 188 суток (1996 год).
Количество экспериментов — 23 000.
Первый и единственный космический полёт МКС «Буран» в автоматическом режиме

«Буран» — орбитальный корабль-космоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Один из двух реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК, «Буран» был ответом на аналогичный американский проект «Спейс шаттл».

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении. Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был разрушен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
Станция «Галилео» стала первым искусственным спутником Юпитера

«Галилео» — автоматический космический аппарат НАСА, созданный для исследования Юпитера и его спутников. Аппарат был запущен в 1989 году и проработал до 2003 года. Это был первый (и пока единственный) аппарат, вышедший на орбиту Юпитера, изучавший планету длительное время и сбросивший в её атмосферу спускаемый зонд.

Станция передала свыше 30 гигабайт информации, включая 14 тысяч изображений планеты и спутников, а также уникальную информацию об атмосфере Юпитера. Название станции связано с тем, что именно Галилео Галилей открыл четыре спутника Юпитера в 1610 году.
Станция «Кассини» стала первым искусственным спутником Сатурна

«Кассини» — автоматическая межпланетная станция, названа в честь итальянско-французского астронома Джованни Кассини. Станция запущена 15 октября 1997 года. Бюджет проекта более $3 млрд.

Для разгона аппарат использовал гравитационное поле трёх планет. Он два раза пролетел рядом с Венерой — в 1998 и 1999 годах, затем, в августе 1999 года со скоростью 69 тыс. км/ч прошёл около Земли, зимой 2000 года пролетел мимо Юпитера, передав на Землю его фотографии. На этот момент двигательная система ориентации стала давать сбои, однако через некоторое время всё наладилось. Специалисты посчитали, что в маховики попал мусор.

Станция прибыла к Сатурну 30 июня 2004 года и стала первым искусственным спутником этой планеты. Орбитальная скорость спутника составила 15 км/с. «Кассини» нёс на борту европейский зонд «Гюйгенс», который 14 января 2005 года впервые опустился на Титан.

В 2008 году НАСА продлило миссию «Кассини» до 2010, а по истечении этого срока - до 2017, так что аппарат ждут несколько дополнительных сближений с Энцеладом, а также с другими спутниками газового гиганта.
Станция «MESSENGER» стала первым искусственным спутником Меркурия

Мессенджер — американская автоматическая межпланетная станция (АМС) для исследования Меркурия. АМС была запущена 3 августа 2004 года со станции ВВС США «Мыс Канаверал» с помощью ракеты-носителя Дельта 7925H-9.5. 18 марта 2011 года в 01:10 станция благополучно вышла на орбиту Меркурия.

Меркурий относится к одним из самых малоизученных объектов Солнечной системы. За всю историю космических исследований США его посетил всего один аппарат —«Маринер-10», 3 раза пролетевший мимо планеты в 1974—1975 годах. Было заснято менее половины поверхности Меркурия, отсутствовали данные о химическом составе, строении планеты и многом другом. Для заполнения этих пробелов НАСА была организована миссия Мессенджер. После принятия решения о продлении срока службы аппарата на год (изначально он должен был завершить работу 17 марта 2012 года) в задачи полета также было включено изучение воздействия увеличения солнечной активности на Меркурий в ходе начала нового солнечного цикла.

На сегодняшний день пока только две державы могут похвастать богатой космической историей — это США и Россия, которой в наследство достались все удачи и ошибки, совершенные СССР.

Сегодня можно констатировать, что в мире сформировался так называемый клуб космических держав – стран, отправивших в космос своих представителей или космические аппараты. В этот список входят: лидер космической гонки США, страны ЕС, Россия, Китай и Япония.

Но эксперты считают, что хотя Соединенные Штаты и доминируют в большинстве связанных с космосом областей, их национальное превосходство постепенно уменьшается, а многие другие нации наоборот расширяют свои государственные и коммерческие космические программы в намного более быстром темпе.

Япония и Китай уже имеют ряд спутников на лунной орбите, Индия и Россия также работают над лунными орбитальными аппаратами.Южная Корея, Тайвань и Бразилия имеют планы быстро развить свою космонавтику и по возможности стать дешевыми пусковыми установками для спутников. Южная Корея и Бразилия самостоятельно развивают ракету и производство спутников.

Положительные сдвиги замечены и в России. Так, за 2009-2011 годы только в рамках развития авиапрома государство выделило на эти программы более 270 миллиардов рублей. А по уровню ежегодных расходов на освоение космоса Россия вышла на четвертое место в мире по абсолютным объемам вложения средств.

Лев Зеленый, директор Института космических исследований при Российской академии наук, заявил: «В 2015 году мы запустим спускаемый аппарат, в 2016 – орбитальный аппарат «Луна Глоб», а в 2017 – зонд «Луна Ресурс. В течение ближайшего десятилетия центром нашего внимания будет Луна. «Луна-Глоб» представляет собой мощный аппарат, на борту которого находится научная аппаратура весом более 100 килограмм. Мы изучим экзосферу Луны и проведем астрофизические исследования».
Саратов и космонавтика

Сегодня не является секретом, что саратовские предприятия внесли огромный вклад в освоение космоса. Так, например, корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным, был оборудован приборами саратовского производства, а на ракетах «Буран» и луноходах использовались саратовские подшипники.

Ряд СВЧ-приборов для системы спутниковой связи с 1960 года разрабатывал и выпускал завод «Контакт». Приборы, разработанные в НПП «Алмаз», использовались в пилотируемых космических аппаратах и станциях. Предприятие «Корпус», наиболее тесно связанное с освоением космоса, с 1951 года производило приборы для систем управления ракетными комплексами. Именно эти приборы обеспечили старт, нахождение на околоземной орбите и приземление первого космонавта планеты. И таких примеров можно приводить десятки.

Поэтому символично, что Юрий Гагарин приземлился именно на Саратовской земле. Место приземления первого космонавта является достопримечательностью федерального значения и одним из самых популярных мест нашей области. На нем установлен обелиск с памятником Ю.А. Гагарину, который стоит на пригорке в метрах двухстах от места его приземления. А в прошлом году в мемориальном комплексе на месте приземления Юрия Гагарина была открыта Галерея Космонавтики. Вокруг обелиска разбит молодой парк. Сотни саратовцев и их гостей со всех концов России и из-за рубежа посещают это памятное место, чтобы отдать дань уважения великому сыну Родины, проложившему первую космическую трассу к далеким мирам.

В Саратове, в честь первого космонавта, названы: Саратовский государственный технический университет, Саратовский государственный профессионально-педагогический колледж и аэроклуб им. Ю.А. Гагарина.

5 января 1965 года был открыт Саратовский музей Ю.А. Гагарина - первый музей, открытый ещё при жизни космонавта. А так же на единственной в мире Набережной космонавтов Гагарину установлен памятник.

Саратовская область также известна своими космонавтами:

Геннадий Васильевич Сарафанов — лётчик-космонавт СССР, кандидат технических наук, полковник, Герой Советского Союза. Родился в селе Синенькие Саратовской области 1 января 1942 года.

В 1960 году окончил один курс 6-го военного училища первоначального обучения лётчиков ВВС Прибалтийского военного округа в Каменке. В том же году поступил в Балашовское высшее военно-авиационное училище летчиков, которое окончил в 1964 году, получив диплом «лётчика-инженера». Служил в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. Был помощником командира корабля, правым лётчиком 128-го Гвардейского военно-транспортного авиационного полка 11-й Гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Прибалтийского военного округа. За время службы освоил несколько типов самолётов.

В 1965 году зачислен в отряд советских космонавтов. С 1965 по 1974 год проходил полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют» («Алмаз»). Вошел в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз-14».

С 26 по 28 августа 1974 года совершил полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-15» (вместе со Львом Дёминым). В результате нештатной ситуации в работе системы сближения предусмотренная программой полёта стыковка с орбитальной станцией «Салют-3» не состоялась, и экипаж «Союза-15» досрочно вернулся на Землю, совершив первую в мире ночную посадку. Продолжительность пребывания в космосе составила 2 дня 12 минут 11 секунд.

Работал в Центре управления полётами и Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В 1975—1979 годах вновь готовился по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов. В 1978 году заочно окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, получив степень кандидата технических наук.

В июле 1986 года по болезни покинул отряд космонавтов и уволился в запас из Вооружённых сил СССР. Умер 29 сентября 2005 года, похоронен на кладбище деревни Леониха (вблизи Звёздного городка) Щёлковского района Московской области.

Почётные звания и награды:
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1974 года) Орден Ленина
Медаль «Золотая Звезда»
Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР» (1977)
Медаль «За освоение целинных земель» (1974)
Почётный гражданин городов Калуга, Гагарин, Джезказган (Казахстан).

Юрий Георгиевич Шаргин (20 марта 1960 года, Энгельс, Саратовская область) — российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ.

В 1982 году окончил Военный инженерный Краснознамённый институт имени А. Ф. Можайского с дипломом «инженер-механик» по специальности «космические аппараты».

С 1982 по 1986 год проходил службу в качестве инженера и старшего инженера отделения в стартовой команде на 31-й площадке космодрома Байконур.

С января 1987 — помощник ведущего инженера, с апреля 1993 — ведущий инженер, с августа 1994 — начальник группы представительства Заказчика при РКК «Энергия» им. С. П. Королева. В феврале 1996 года решением Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) отобран в качестве кандидата в космонавты от военно-космических сил (ВКС) РФ.

В 1991—1995 годах заочно учился в Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского по специальности «инженер-экономист».

В мае 1996 года назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели Главного центра испытаний и управления (ГЦИУ) ВКС.

С июня 1996 по март 1998 года прошёл курс общекосмической подготовки, после чего назначен на должность космонавта-испытателя ГЦИУ РВСН.

20 марта 1998 года — решением Межведомственной квалификационной комиссии присвоена квалификация «космонавт-испытатель» (бортинженер).

2 сентября 1998 года приказом МО РФ переведен в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина на должность космонавта-испытателя (бортинженера).

С октября 1998 года начал подготовку к полётам в составе группы по программе МКС.

С 14 по 24 октября 2004 года совершил космический полёт в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМА-5» по программе 7-й экспедиции посещения Международной космической станции.

Награды:
26 февраля 2005 года присвоено звание Героя Российской Федерации и «Летчика-космонавта Российской Федерации».
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
Почётный гражданин города Энгельса.
Категория: 12 Апреля | Просмотров: 233 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]